О значении и важности синопсиса

О значении и важности синопсиса

1100
0
[layerslider id="9"]

О значении и важности синопсиса

Несколько лет назад я начала писать свою первую книгу, сейчас я наконец-то пришла к тому, что её нужно опубликовать. Начал изучать эту тему, я поняла как много авторов задаются вопросами: Какие шаги будут правильными? С чего начать? Как сделать мою рукопись привлекательной для издательства?

В этой серии статей я буду публиковать ответы экспертов в этой области и от писателей, которые делятся своим опытом. Уверена, эти бесценные советы помогут многим. Мария Моисеева (Прокопченко)

Отвечает эксперт Андрей Кашкаров

Для синопсиса важен текст, безусловно привлекающий внимание. В этом есть элемент аналогии, если сравнивать синопсис с аннотацией, но синопсис дает «объемное» представление о художественном тексте в кратком формате. Именно для художественного текста важен синопсис, потому, что он не информативен для книги, скажем, изданной в виде деловой, справочной, учебной или производственной. В некоторой мере синопсис может быть оценен в жанре научно-популярной литературы. Если аннотация в книге рассчитана на читателей, синопсис – на ценителей, и также на профессионалов – издателей. Именно издателей мечтает заинтересовать автор, еще не избалованный вниманием, не маститый, не раскрученный. Потому, что если среди множества активно действующих сегодня издателей, первично вкладывающих материальные активы в издание художественного текста, оформленного в книгу, автор не найдет заинтересованное лицо или коллектив, свое «творение» придется издавать «за свой счет», рекламировать и распространять самостоятельно в условиях значительной конкуренции «коллег». Это не страшно, сегодня в таком формате работают сотни тысяч авторов. Однако, гораздо приятнее чувствовать себя профессионалом и понимать, что издатель заинтересовался качеством, неповторимостью вашего текста, сюжетной линией, разработкой характеров героев, особенностями стиля и литературным оформлением, он — издатель проанализировал рентабельность своей работы, и рассчитывает не на одно переиздание вашей книги, посему авторскую книгу издают «за гонорар», с заключением договора — издатель берет на себя, кроме прочего, и последующую реализацию вашей «нетленки». Надо заметить, что книготорговый бизнес всегда крутился вокруг «госпожи выгоды», как и любая другая предпринимательская активность, ориентированная на результат и «барыш». Поэтому обмануть такого предпринимателя в его собственной заинтересованности трудно. К издателю поступает огромное, без преувеличения, количество предложений, разнящихся не только по темам, особенностям сюжетов, жанровым нюансам, но по качеству текста, прямо связанному с оригинальным авторским стилем. В таких условиях привлекательный синопсис без преувеличения «половина успеха» для того, чтобы редактор (издатель) стал читать текст, или его часть, а не переключил внимание с вашего предложения на работы условных конкурентов.
Не формальные признаки главное в синопсисе – последовательность развития сюжета, структура, объем или намек на характеры героев. Действие почти всех романов и даже повестей развивается по избитым шаблонам, рожденных интеллектом человека много веков назад, но книга в общем не стареет, а люди не перестают читать, обманываться, предугадывать, сравнивать, восхищаться, в целом – сопереживать. Разумеется, это справедливо. Ежели говорить о книге с высокохудожественным наполнением, которую читают и перечитывают поколения людей, обоснованно присвоивших ей почетное значение «классики». Совершенно не важен, на мой взгляд, типичный или последовательный в развитии сюжет предлагает автор, ибо читатель – главный и второй (после редактора — издателя) ценитель произведения «в течении всей жизни человек задает себе одни и те же вопросы, меняются лишь ответы» — фраза, приписываемая нобелевскому лауреату, мексиканскому поэту, эссеисту-культурологу и переводчику Октавио Пасу. Таким образом, при оформлении синопсиса не надо беспокоится о стандарте или его отсутствии. Скорее наоборот. Синопсис – как маленькое художественное произведение, с элементами изложения и эссе, связанное по смысле с основным текстом, просто обязан «цеплять» внимание. Как, какими методами? Да разными.

Возможные методы и важность оригинального подхода
Как нельзя научить писать книги (можно лишь дать, привить знания о непреложных сопутствующих элементах мастерства, к примеру, совершенствовать стилистику), так же бессмысленно рекомендовать шаблоны синопсиса. Формальные правила его написания существуют – и этого довольно. Дальше, в сути – проявляется авторское творчество. У каждого автора, как у каждого синопсиса – свои нюансы. Создать интересный синопсис позволяет как опыт, так и оригинальные литературные приемы. При написании синопсиса в определенный период своего творчества я использовал старорусские слова, намеренно – в процессе подготовки – изучая «Словарь устаревших и забытых слов» В.И. Даля. В описательном исполнении применял выспренние или же непривычные современному «уху» обороты, фигуры речи. Для этого предварительно желательно накопить в собственной голове значительный опыт чтения художественных текстов, в том числе классики. Тогда ваша речь будет художественно необычной – как в эпистолярном, так и в непосредственно разговорном жанре. А простой, краткий пересказ в виде синопсиса беднит будущую книгу, и скорее всего не привлечет к ней должного внимания, о важности которого мы говорили выше. Возможно применить в синопсисе выдержки из текста. К примеру, обратите внимание, как украсит синопсис пример из нестареющего творения Н.В. Гоголя: «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день», и что при этом «было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Разумеется, такой прием в формате синопсиса должен иметь свои границы и соответствовать теме, развитию сюжета и общему авторскому стилю; но и такое возможно. Главное правило – синопсис должен привлекать внимание, чтобы захотелось прочесть весь текст. А варианты и методы могут быть различны.
Нравится такой прием кому-то или нет – не главное. Вы можете изобрести свой. Ибо «писатель в ответе за то, что он пишет, а не за то, как его воспринимают». Нередко ценность художественной книги для современников условна, она более объективно определяется потомками, и главное в таком условном определении (которое всегда субъективно, ибо в соответствии с педагогическим принципом «оценка зависит от установки») не то, сколько за прочитанный текст вам поставили «лайков» или выдали «заказных – от знакомых» рецензий, а то, насколько автор своей литературной работой смог «переделать мир», то есть насколько читатель в результате знакомства с художественным текстом изменился сам, проникся написанным, пережил его в своем воображении. А это авторское мастерство не закажешь, в точности не спрогнозируешь, и не купишь. Или есть взаимодействие с читателем, тогда к книге хочется вернуться впоследствии, или нет – довольно знакомая ситуация, когда воспоминания о ней избыточны, даже с учетом того, что в каждой книге есть разумные зерна. Мастерство литератора в том, чтобы они воспринимались читателем – как уже знакомые собственные мысли. Именно такие книги становятся классикой вне зависимости от времени написания.

Как я смог опубликовать свою книгу
Для достижения успешного результата в совершенствовании литературного мастерства, как во многих других случаях, важно не только целеполагание, но и мотивация. В портрете современного типичного автора несколько скрытых мотивов, главный из них – самоутверждение, признание, след в истории. Поведение, направленное на самореализацию, свойственно людям вообще, а уровень амбиций может быть разным. Теперь приглядимся к литераторам, и применим для этого, с позволения заметить, психологическую «лупу». Сегодня можно по-разному издать оформленные результаты своего интеллектуального труда. Я заинтересовал своего первого издателя в 2003 году, и в тот же год вышла первая книга тиражом 5000 экземпляров. С тех славных времен и до сего дня «за гонорар» издано более 130 авторских книг в основном московскими издательствами, но есть и зарубежные. Все книги разные, и не все – художественные. Но и такой путь в литературе, как показала практика, имеет свой резон, ведь «для каждого его путь прям». При выборе основным занятием литературное творчество не рекомендую вам никого слушать. И не надо бросать начатое. «Чтобы что-то написать – надо писать». Даже если первые ваши творения, мягко говоря, несовершенны, продолжайте свое дело, и не «жгите мостов»; скажу по опыту, со временем стиль и слог будут совершенствоваться, придет время, и ваши тексты не смогут оставить издателя равнодушным. В начальный период творчества и публикаций – для нахождения издателей – я использовал ежегодник «Книжные предприятия» под ред. Г.В. Зельмановича, сей фолиант содержал более 2000 издательств и контактов в России и СНГ. Не убежден, что и теперь такая «книга» ежегодно выходит, но вы не лишены возможности применить мой намек в современных реалиях, и найти что-то свое. В вопросе развития авторского творчества и, как результат его книгоиздания — оно только на первый взгляд, для непосвященных – сложно, главное не манкировать двумя главными принципами: действуйте последовательно (не бросайте начатое) и держите высокую планку (качество), и все у вас получится. А после третьей книги, да если случатся переиздания, вам уже не будет нужен никакой ежегодник с адресами для предложений издателям; «клиентская база» образуется сама собой.

Андрей Кашкаров — автор 130 книг, изданных за гонорар, член правления Российского межрегионального союза писателей, психотерапевт Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, магистр педагогики.

Материал подготовила Мария Моисеева (Прокопченко) / Тревел-Блогер, журналист, расследующая тему отношений.
Автор интересного увлекательного курса «Любовь к Себе» и «Как научиться быть наедине с собой и получать УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ СВОЕГО ОБЩЕСТВА».
Главная героиня «Как выйти замуж»
Инстаграм: @mariastime

Продвижение бизнеса и личного бренда. Мария и Олег Моисеевыhttps://www.moiseeviandco.ru/ 

Мастер класс и курсы на темы: Найти себя в творчестве, включить потенциал @oksanatumadin — Оксана Тумадин, Психолог и Тренер Роста. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать обо всех курсах и мастер-классах, а также ежедневно получать ответы на свои вопросы.

 

[layerslider id="1"]

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ