Интервью с участниками Opus Universum – Роль Зрителя в творческом процессе

Интервью с участниками Opus Universum – Роль Зрителя в творческом процессе

431
0
Интервью с участниками проекта Opus Universum
header_banner_back

Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

Как преодолеть страх “у меня не получиться”, как найти путь к своему творческому “Я” и что такое “Счастье” – читайте важные бесценные рекомендации и опыт из интервью с участниками “Opus Universum – международный музыкальный проект.

Opus Universum: «Опыт творчества бесценен»

15 февраля в Доме-музее Марины Цветаевой на Арбате открылся Второй международный музыкальный проект Opus Universum. В рамках первого проекта (октябрь – декабрь 2016 г.) наш журнал Women’s Time часто встречался с его артистами и даже бывал на репетициях, которые подарили всей нашей группе ощущение волшебства, гармонии, красоты и света.

С огромной радостью мы встретились с артистами Второго Opus Universum и побеседовали о роли классического искусства в нашей жизни, о роли зрителя в творческом процессе, о том,  как артистам удается абстрагироваться от цейтнота столицы и творить свободно, и  о том, как найти путь к своему творческому «я» и преодолеть страх «у меня не получится».  Также мы поговорили с директором Дома-музея Марины Цветаевой о ближайших творческих программах для широкой аудитории. Фрагменты нашей беседы мы предлагаем Вашему вниманию.

Участники беседы:

Мирослава ФЛЬОРЧАК (сопрано) /Польша/, лауреат  международных конкурсов, оперная и концертно-камерная певица, педагог-концертмейстер Московской консерватории и Российской Академии музыки имени Гнесиных.

Елена КОРЖЕНЕВИЧ (скрипка), лауреат  международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории.

Екатерина ГОГОЛЕВА, исполнительный продюсер проекта Opus Universum, журналист.

Мария ВОЛКОВА, актриса Государственного академического театра имени Е. Вахтангова.

Александр ЛИМИН, лауреат международных фестивалей, актер Театра Олега Табакова, режиссер.

Надежда АРТАМОНОВА (скрипка), лауреат международных конкурсов.

Валерия ЕСАУЛЕНКО (фортепиано), лауреат международных конкурсов, организатор и артист проекта Classica.Plus.

Николай АГЕЕВ (кларнет), лауреат  международных конкурсов, руководитель духового квинтета Московской консерватории “Modus Vivendi”, преподаватель Московской консерватории.

Елена Ивановна ЖУК, директор Дома-музея Марины Цветаевой, кандидат социологических наук.

______

WT: Мегаполис живет на высокой скорости, с большим количеством стресса и избыточными информационными потоками. Творческий процесс – понятие живое, хрупкое, предполагающее внутреннюю свободу. Как удается абстрагироваться от цейтнота столицы и творить свободно?

Екатерина ГоголеваЕкатерина ГОГОЛЕВА: Действительно, скорость нашей жизни, объем обрушивающейся на нас ежедневно информации, количество разноплановых задач, требующих быстрого разрешения и при этом наиболее правильного выбора решений, таковы, что трудно вырваться из их цепей и обратиться к чистому творчеству.

Творческий процесс, на мой взгляд, это одновременно и уход в себя, в свой внутренний мир, и выход за пределы мира реального. Чтобы абстрагироваться от цейтнота, надо уметь остановиться. Только обретя некую точку равновесия в себе, баланс внутренней тишины и шума извне, почувствовав свое существование именно здесь и сейчас – не в мыслях о прошлом и не в тревогах о будущем, – можно абстрагироваться от потока внешней жизни и ощутить внутреннюю свободу,  пространство для творчества, для полета мысли. Конечно, в этом играют большую роль и душевный настрой, и стремление к цели, но не менее важны умение прислушиваться к себе и осознание необходимости этого момента погружения в себя как исходной точки для творческой работы.

В то же время мир вокруг нас во многом только кажется угрожающим. Мы связаны с ним множеством тончайших, интуитивных связей, подобно нейронным в мозге. Стоит миру ощутить искрящийся в нас поток творческой энергии, и он начинает посылать импульсы, помогающие творить, – вы вдруг находите нужную книгу, слышите неожиданную, но такую важную фразу, встречаете единомышленника.

Надежда АРТАМОНОВАНадежда АРТАМОНОВА:  Внутренняя свобода – на то и внутренняя. Она не связана с ритмом жизни, с ее местом и скоростью. Более того, мне кажется, ритм мегаполиса, наоборот, заставляет более полно, насыщенно и остро воспринимать красоту творческого процесса. Я знаю, это звучит парадоксально, но для меня это так. Впрочем, вероятно, я никогда не вживалась во внешнюю жизнь мегаполиса до конца. Моя жизнь – мой творческий процесс, а внешний ритм, скорее, аккомпанемент.

 

Николай АГЕЕВНиколай АГЕЕВ: Лично мне в моей жизни пришлось сделать конкретный шаг для того, чтобы освободить свои силы и мысли для занятия творчеством. Я некоторое время работал на ответственной административной должности. Разумеется, работа занимала очень много времени и отнимала почти все силы. В конце концов, я покинул высокий пост и сосредоточился на педагогической работе и исполнительстве. Теперь у меня есть возможность посвящать себя творческой работе – личной и с моими учениками. Кроме того, работа со студентами также оказывает положительное влияние на процесс собственного развития. Помогая ученикам решать творческие задачи, ты и для себя открываешь новые пути, обращаешь внимание на то, что раньше мог не замечать.

Александр ЛиминАлександр ЛИМИН: Приходишь на репетицию – и весь уходишь в материал. Он обволакивает тебя, спасает и оберегает тебя. Надо быть здесь и сейчас. Сейчас ты на репетиции, так и будь здесь – и будешь счастлив.

 

 

 

Елена КоржекевичЕлена КОРЖЕНЕВИЧ: Это действительно частенько является проблемой. Но постепенно привыкаешь к этому настолько, что сейчас уже странно, когда, к примеру, перед концертом ты весь день свободен, да еще и не надо пару часов потратить на то, чтоб добраться до концертного зала. А недавно стала замечать, что, когда ты выходишь на сцену слегка уставший, результат иногда даже лучше, нежели когда ты «бодр и весел». Когда музыкант на сцене, то все дела, цейтноты, отсутствие времени и все возможные проблемы остаются за кулисами. А умение оставить все это там, да еще и слушателя «выцепить» из его мыслей – тоже часть нашей замечательной профессии.

Валерия ЕСАУЛЕНКОВалерия ЕСАУЛЕНКО: Единственный способ абстрагироваться  –  с головой уйти в творческий процесс. И правильный баланс между работой и отдыхом.

 

 

 

WT: Какова роль слушателя, зрителя в Вашем процессе творчества?

Надежда АРТАМОНОВА: Зритель – тот, для кого работает артист. Это тот,  для кого нас придумали, как ни крути. Мы можем сколько угодно рассуждать о чистом творчестве, но все равно перед выходом на сцену с волнением смотрим в зал: много ли людей? Волнуемся, как нас принимают. Чувствуем ответ зала, с удовольствием ведем его за собой. В общем, зритель – это тот, кто составляет нам компанию в нашем путешествии в волшебный мир искусства.

Александр ЛИМИН: Для меня зрительсобеседник. Но какие у нас отношения – зависит от материала. Я имею в виду, «кто мы друг другу». Во время действия эти отношения должны меняться. Иногда это разговор с другом, иногда – разговор с судьей, иногда разговор с мамой или папой и так далее, до бесконечности.

Мирослава ФЛЬОРЧАКМирослава ФЛЬОРЧАК: На концерты приходят очень разные люди. Это знатоки и ценители музыки, и  те, кто пришел впервые, и взрослые, и совсем юные, пришедшие послушать произведения любимого автора или открыть для себя что-то новое, или зашедшие на концерт, даже не планируя этого заранее, просто отдохнуть, «отключиться». Это все ощущается, когда выходишь к публике – и настраивает на определенное исполнение, которое (так тоже бывает!) может очень отличаться от ранее задуманного.

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Слушатели – это люди, ради которых мы и занимаемся нашим любимым делом. Представьте концерт, на котором нет ни одного слушателя. Это же нонсенс! А если в зале шесть человек? Это уже означает, что концерт нужен, хотя бы этим шестерым. И ты выходишь играть с той же отдачей, как для огромного полного зала. Осознание предстоящего выхода на публику заставляет всегда придумывать и воплощать идеи, поддерживать тонус и продолжать творческие поиски.

Мария ВОЛКОВАМария ВОЛКОВА: Только по зрителю можно понять, нужно ли кому-то то, о чем мы говорим со сцены.

 

 

 

WT: Возможно, не каждый человек хотел бы заниматься творчеством как профессией, но каждый хотел бы привнести творчество в свою жизнь, так как творческое начало есть в каждом из нас. Что Вы посоветуете читателям? Куда пойти, с чего начать и как преодолеть страх «у меня не получится заниматься творчеством»?

Николай АГЕЕВ: Я бы посоветовал просто взять и сделать первый шаг. У каждого человека есть свои кумиры в том или ином направлении искусства. Мы с удовольствием погружаемся в их творчество – слушаем их исполнение, читаем книги, смотрим картины, но это не приближает нас к тому, чтобы попробовать самим заняться тем или иным видом творчества. А иногда даже наоборот – личность и талант мастера настолько потрясают человека, что он и в мыслях не может допустить, чтобы прикоснуться к этому миру – миру искусства. Но это неправильно. Я уверен, что абсолютно каждый человек может заниматься тем или иным видом творчества и получать от этого удовольствие. Я уже не говорю о пользе, которую творчество приносит людям в разных сферах их жизни. Но страх, что «у меня не получится» мешает сделать первый шаг. Я могу сказать следующее: «Не бойтесь! Просто пойдите и сделайте первый шаг!». Запишитесь в танцевальную, художественную или музыкальную студию, найдите частного преподавателя. Просто пойдите и сделайте это. Откройте эту дверь и войдите в нее. И тогда Вы сможете окунуться в удивительный мир творчества. Я лично встречал много примеров того, как люди в двадцать, тридцать или даже шестьдесят лет воплощали свою мечту и начинали играть на музыкальных инструментах, писать картины или книги. Даже не важно, насколько хорошо у них это получалось. Главное, что им самим это нравилось, нравился сам процесс! Они становились счастливее! Так что, если у Вас есть желание – не бойтесь, прямо сейчас возьмите телефон, позвоните и запишитесь.

Екатерина ГОГОЛЕВА: Наверное, здесь лучше задать себе вопрос, что именно вызывает страх: процесс или восприятие результата обществом? Другими словами: страшат ли возможные ошибки, неудачи в процессе творчества или то, что творение не поймут, не примут, осудят или высмеют окружающие?

В первом случае придаст смелость понимание того, что мы пришли в эту жизнь, чтобы реализоваться как личность, а творчество позволяет максимально полно выразить свои мысли и чувства, выразить то глубинное «я», которое так красиво и одновременно уязвимо. Конечно, каждому хочется достичь хорошего результата, а нередко и ошеломительного, но сам творческий процесс так увлекателен, многообразен, вызывает столь широкую гамму чувств, мыслей, эмоций, что зачастую приносит большее удовлетворение, чем результат. Вы занимаетесь творчеством в первую очередь для себя. Опыт творчества бесценен.

Во втором случае поддержит осознание того факта, что негативный результат нередко полезнее позитивного и дает импульс к действию, развитию тогда, как легко доставшийся или мгновенный успех имеет коварное свойство усыплять творческую энергию.

Мы знаем массу историй, как человек стал успешным, достиг выдающихся результатов, читаем книги об этих людях или написанные ими и, перевернув последнюю страницу, помрачнев, думаем: ну, у меня-то не получится. И как-то забываем, что в лестнице к успеху есть немало сломанных ступенек, тех самых неудач, о которых этот человек просто не рассказал. А ведь именно они подстегивали его, заставляли добиваться своего снова и снова, чтобы следующая ступенька была крепкой и устойчивой. Неудач не стоит бояться, они полезны.

Да, неприятие или критика того, что достигнуто большим трудом, выпестовано, – болезненно. Но, во-первых, не ошибается тот, кто ничего не делает. Во-вторых, вы не обязаны нравиться всем, точек зрения очень много и всем не угодить. В-третьих, и главное – творчество обогащает жизнь и возвышает душу, и это случилось с вами. Так порадуйтесь именно этому и учтите прежние ошибки на будущее. (А в скобках, для большей уверенности: вспомните, сколько великих творений вызвали осуждение или насмешки современников, однако остались жить в веках.)

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Начинать надо родителям. Отдавать своих детей заниматься музыкой. Из них потом вырастут прекрасные юристы, ученые – в общем, люди самых разных профессий.  Но, как правило, те, кто в детстве занимался музыкой, становятся более гармоничными личностями, приученными работать, умеющими распределить время, успеть сколько нужно, а не сколько получится.

А вообще, купите билет на концерт! Вам, скорее всего, понравится, вот увидите!

Мирослава ФЛЬОРЧАК: Сходить туда, куда захочется. Сейчас столько возможностей… Пожалуй, в этом изобилии возможностей и заключается сложность выбора. Хотя, мне кажется, каждый человек чувствует, что ему интересно. И если есть страх «у меня не получится», то хорошо просто понаблюдать тех, кто уже занимается тем, что вас интересует. Если это музыка – сходите на мастер-класс. Посмотрите что для вас комфортнее – наблюдать за занятиями или все-таки самому что-нибудь исполнить. Только советую именно разыскать конкретное место и сходить. Посмотреть все это по телевизору или в интернете – это совсем другое.

Александр ЛИМИН: Читать советую все. Если что-то в школе не читали – начните. Если читали –  перечитывайте. И читайте про все. Это касается и того, что посмотреть. Если есть желание – реализуйте его. Пробуйте и не бойтесь ошибок и неудач.

WT: Спасибо за Ваши советы. Для каждого из нас важно сохранить творческое начало, данное ему природой. Потому кто-то из нас с увлечением рисует, кто-то пишет стихи или же читает наизусть любимую поэзию, вслушиваясь в звукопись. Елена Ивановна, скажите, есть ли в числе разнообразных программ Дома-музея Марины Цветаевой мероприятия, в которых может принять участие любой желающий? На какие ближайшие творческие программы Вы обратили бы внимание читателей?

Елена Ивановна ЖУКЕлена ЖУК: Дом-музей Марины Цветаевой вмещает множество творческих направлений. И это, конечно же, не только поэзия, в нашем старом арбатском доме проходят концерты, спектакли, творческие встречи. В середине февраля мы запустили Лекторий Дома. Этой весной для всех, кто хотел бы научиться слушать и по настоящему понимать классическую музыку – музыкальный Лекторий; для желающих увидеть шедевры киномодерна, экранные манифесты декаданса, русские и зарубежные  фильмы, ставшие символами времени конца ХIХ – начала ХХ веков – мы поговорим о кино. А осенью стартуют еще два направления – театр и архитектура.

Для желающих насладиться классическими произведениями в органном звучании мы предлагаем посетить цикл концертов, посвященных антологии духовной органной музыки Иоганна Себастьяна Баха, исполнитель – Филипп Чельцов, талантливый молодой музыкант и большой друг нашего дома.

25 марта состоится интереснейший концерт пианистки Веры Воронежской – Русская музыка Серебряного века, прозвучат произведения современников Марины Цветаевой – Скрябина, Рахманинова и других.

28 марта в рамах нашего цикла «Беседы в цветаевском доме» с нашим старшим научным сотрудником Еленой Ильиной мы поговорим об Анастасии Цветаевой, об обстоятельствах ее личной встречи с Максимом Горьким в Сорренто в 1927 году, о таинственной фигуре «последнего масона» Бориса Зубакина, познакомившего их, о страницах жизни первой волны русской эмиграции.

31 марта состоится Спектакль «Повесть О…». Это романтическое повествование о московской жизни молодых поэтов и артистов, о мире поэзии и любви, который укрывает влюбленных героев от бушующей вокруг революции, голода, войны. Артисты, воссоздавая атмосферу начала XX века, обращаются к автобиографической прозе Цветаевой.

Ну и, конечно, в марте нас снова ждет встреча с Еленой Тарасовой и замечательным фестивалем “Opus Universum”, на этот раз вечер 30 марта будет посвящен 185-летию со дня рождения Йоганнеса Брамса.

Актуальная афиша мероприятий с подробной информацией всегда доступна на нашем сайте dommuseum.ru.

WT: Спасибо! В завершение этой беседы  – наш традиционный вопрос про счастье. Что такое «счастье», в чем оно заключается?

Надежда АРТАМОНОВА: Счастье – быть в мире с собой. Во внутренней гармонии, в реализации. Счастье – это когда жить интересно.

Александр ЛИМИН: Это мгновенное чувство, его сложно уловить. Оно во многом. Сейчас меня делают счастливым дочь и супруга, хотя и работа часто подкидывает много счастливого.  Счастье… Не знаю. Оно для меня не заключается, оно везде /смеется/.

Николай АГЕЕВ: Для меня счастье – это время, проведенное с близкими людьми, время, проведенное с коллегами, время, проведенное с учениками, и время, проведенное наедине с самим собой. Я всегда стараюсь наслаждаться именно тем моментом, в котором я нахожусь. И видеть положительные стороны любой жизненной ситуации. Они всегда есть, нужно только хорошенько присмотреться.

Елена КОРЖЕНЕВИЧ: Счастье – когда близкие здоровы и когда у них все хорошо, счастье – сыграть удачный концерт, счастье – провести плодотворный день с семьей. Счастье – когда ты можешь осуществить свои идеи, и у тебя удачно получается задуманное…

Мирослава ФЛЬОРЧАК: Счастье – иметь возможность делиться тем, что у меня есть.

_____

О РОЛИ ИСКУССТВА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Екатерина ГОГОЛЕВА: Искусство – как родник, насыщающий истомленного жаждой человека, оживляющий его и дающий силы. В каждом из нас заложено стремление к гармонии, возвышенному, искусство не только удовлетворяет эту потребность, оно помогает увидеть красоту и осознать совершенство Мира, и при этом осознать собственное несовершенство, что дает стимул к духовному и интеллектуальному развитию, самовыражению, творчеству.

Николай АГЕЕВ: Искусство обогащает наш внутренний мир, нашу душу. Оно придает нашей сумасшедшей жизни некую стройность. Именно соприкосновение с высоким искусством, будь то литература, живопись, музыка или кинематограф, дает нам возможность остановить бешеную гонку нашей современной жизни, отдышаться, оглядеться вокруг и увидеть красоту, истинную красоту окружающего мира и Человека. С развитием современных технологий именно искусство, как часть культуры, как способность творческого воплощения человека, способно возвысить его среди других живых существ. Потому как искусство идет от души. Так и создается круговорот позитивной творческой энергии – гениальные творцы привносят в наш мир свое искусство, идущее от их души, чтобы оно в свою очередь обогащало души других людей. Именно поэтому очень важно, чтобы истинная суть искусства не искажалась, не подменялась стремлением к фарсу или эпатажу. Истинная цель искусства – стремление к идеалу, к совершенству, к красоте и гармонии. Только в этом стремлении рождается настоящее, высокое искусство, способное проникать в саму суть человека и делать его немного лучше.

Мария ВОЛКОВА: Я думаю, искусство жизненно необходимо.

Александр ЛИМИН: Есть вопросы, на которые я пока окончательно не сформулировал ответы. Точнее,  эти ответы меняются. С чем связаны эти перемены? Со многим, всего перечислять не буду. На данный момент искусство для меня – как некий маяк, позволяющий человечеству не сбиться с пути, уберечь его от одичания и расчеловечивания.

Мирослава ФЛЬОРЧАК: Людей много и они очень разные. Они могут быть того или иного возраста, национальности, вероисповедания, убеждений. Разнообразия и противоположностей много. Но искусство всегда являлось и остается связующим всех звеном. Оно объединяет. Его универсальность, на мой взгляд, проистекает из заложенного в каждого человека стремления к прекрасному, поиска красоты в окружающем нас мире. А это стремление, в свою очередь, воспитывает, образовывает. Каждый, кто занимается или даже просто увлекается литературой, музыкой, любым видом изобразительного искусства, в той или иной мере совершенствуется и становится богаче как личность.

Валерия ЕСАУЛЕНКО: Искусство совершает открытия и раздвигает  горизонты чувственной сферы человеческого. И если мы хотим получить более широкий инструментарий понимания и взаимодействия с миром – обидно не узнать о тех духовных сокровищах, которое успело накопить человечество. Искусство даёт возможность побыть наедине с самим собой и задать себе те вопросы, которые не пришли бы в голову сами по себе… Музыка помогает мне нащупать себя в суете и неразберихе, вернуть себе твердость и силу, и испытывать счастье от возможности видеть великую красоту и осознавать существование чего-то гораздо большего, чем я.

Надежда АРТАМОНОВА: Сложно говорить о роли искусства в жизни. Ведь искусство – сама жизнь. Это и есть то, что придает жизни смысл. Если есть в жизни какой-то божий промысел, то это, безусловно, искусство. Музыка же является, пожалуй, одним из высших проявлений человеческого творчества. Безусловно, я, как музыкант, пристрастна, но мне кажется, что именно музыка, со своей высшей степенью абстрактности, эфемерности и мимолетности и есть вневременное проявление высшей гармонии. И в то же время – самое личное проявление чувства. Музыка универсальна.

Елена ЖУК: Классическое искусство – это не только обязательный культурно-образовательный базис любого человека, который в гуманитарном плане стремится быть просвещенным, но и важнейший источник импульсов эмоционального и духовного роста. Безусловно, классическое искусство во всех его видах – музыка, живопись, литература – это летопись человеческой цивилизации, ее ценностей, нравственных идеалов, эволюции ее эстетических и этических ориентиров. Может показаться парадоксальным на первый взгляд, но классическое искусство помогает ориентироваться и в сегодняшнем дне, а понимание актуального и современного искусства без «насмотренности» или «начитанности» в области искусства классического также будет неполным. В нашем музее (Доме-музее Марины Цветаевой – прим.авт.) мы стараемся показывать и классическое, и современное искусство, не противопоставляя их друг другу.

_________

Второй международный музыкальный проект “Opus Universum” (автор идеи и художественный руководитель – Елена ТАРАСОВА).

Международный музыкальный проект “Opus Universum” (лат. «опус универсум» – «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному – и потому всегда новому – предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни.

Второй цикл программ проекта “Opus Universum” «Обретение Времени» (15 февраля – 30 апреля 2018) представляет собой сочетание камерных концертов и программ, синтезирующих музыкальное искусство и искусство драматического театра, но оставляющих музыке ведущую роль в этом синтезе. Цикл «Обретение Времени» – это диалог со слушателем о философии жизни, красоте души, силе человеческого духа, силе и хрупкости человеческих чувств; это беседа через искусство – поистине  прекрасный способ искреннего, доверительного, глубокого диалога с внешним миром.

Читать подробнее о Втором цикле проекта “Opus Universum”

Смотрите видео интервью нашего первого путешествия за кулисы

www.opus-universum.com

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ